Природопользование и хозяйственная организация территории


Общая характеристика обучения

При кафедре физической географии и ландшафтной экологии Пермского государственного национального исследовательского университета с 2008 г. открыта магистратура по направлению «География» (профиль «Природопользование и хозяйственная организация территории»). Главная задача магистратуры – подготовить профессиональных специалистов, способных грамотно и корректно на основе научно-географического знания осуществлять административно-управленческую, проектно-изыскательскую деятельность в рамках устойчивого развития страны и региона.

Область профессиональной деятельности магистров включает научно-исследовательскую, проектную, производственную, контрольно-экспертную, административную и педагогическую работу, связанную со знаниями о Земле.

Магистр географии готов к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектная и производственная, контрольно-экспертная, административная, педагогическая. Выпускники могут принимать участие в работе в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, в проведении географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального и ландшафтного планирования и проектирования и прогнозирования.

Выпускник магистратуры (магистр географии) может решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования в области общей и физической географии; получать новые достоверные факты на основе экспедиционных наблюдений, научного анализа данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований; проводить комплексные географические исследования отраслевых, региональных и национальных проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению; оценивать состояние, устойчивость и прогнозировать развитие природных и природно-антропогенных комплексов; оценивать воздействия на окружающую среду, выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы, решать эколого-географические задачи, связанные с устойчивым развитием; проводить анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием;

проектная и производственная деятельность:

разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды; отраслевое географическое прогнозирование; решение географических задач, связанных с устойчивым развитием; выявление природно-ресурсного потенциала территории и оценка возможностей его хозяйственного освоения; разработка системы мер по снижению экологических рисков; градостроительное и ландшафтное планирование; организация и проведение комплексного регионального мониторинга;

экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная деятельность:

комплексная географическая экспертиза проектов социально-экономического развития территорий и городов, экологическая экспертиза хозяйственных проектов;

административная деятельность: руководство деятельностью отдела, сектора и пр.;

педагогическая деятельность: педагогическая работа в вузах; учебно-методическая деятельность по планированию географического образования.

Преподаваемые дисциплины

Среди профессиональных дисциплин магистратуры студенты слушают следующие: «Современные проблемы физической географии», «Компьютерные технологии в географии», «Территориальное управление и планирование», «Геодинамика и ландшафтогенез водохранилищ», «Методология оценки природных условий территории», «Государственная экспертиза плановой и проектной документации», «Гуманитарные методы исследования ландшафтной организации территории» и др.

Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа

Данные виды учебной и научно-исследовательской деятельности занимают достаточно большой объем учебного времени в магистратуре. В ходе научно-исследовательской практики под руководством научного руководителя, которым является преподаватель кафедры, осуществляется научно-исследовательская работа студента. Она реализуется в различных формах: участие в экспедиционных выездах кафедры, работа в научно-исследовательских организациях Пермского края и страны (Отдел градостроительства Архитектурно-планировочного управления администрации г.Перми; Пермский центр развития предпринимательства; ООО «Уралстройпроект»; ООО «Центр экологических исследований и экспертиз»; Департамент земельных отношений администрации г.Перми;Министерство природных ресурсов Пермского края; Институт водных и экологических проблем СО РАН (ИВЭП СО РАН), г. Барнаул и др.), работа в административно-управленческих структурах г. Перми и др. В ходе такой работы осуществляется сбор фактического и теоретического материала для подготовки и написания магистерской диссертации, проведения экспериментальных исследований. Основные направления исследований студентов магистратуры: рельефообразование в береговой зоне водных объектов и выработка практических рекомендаций по сохранению и сбережению территории, градостроительное и ландшафтное планирование, динамика и функционирование природно-антропогенных комплексов, гуманитарные методы исследования ландшафтной организации территории, ГИС-технологии в географических исследованиях и др.

Профессиональная подготовка магистров географии по направлению «География» (профиль «Природопользование и хозяйственная организация территории») соответствует высокому уровню образовательных стандартов высшего профессионального образования, что обеспечивает возможность выпускникам реализовывать полученные знания, умения и навыки в научно-исследовательских, проектно-производственных  и контрольно-ревизионных учреждениях землеустроительного и природно-ресурсного направлений, в территориальных администрациях различного уровня, в учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Выпускники магистратуры продолжают обучение в аспирантуре, повышая научную составляющую своего образования и пополняя научные кадры страны.

02.02.2012 | Комментарии закрыты