1 курс
Учебная общегеографическая (социально-экономическая) практика
Цель практики – формирование базовых профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых географам для изучения территориальных общественных систем (ТОС).
Задачи практики:
1) сформировать у студентов навыки по применению базовых терминов и теоретических конструкций общественной географии;
2) выработать у студентов навыки овладения методами полевых исследований (экспедиции), самостоятельного сбора и обработки первичной географической информации;
3) продемонстрировать важность получения представлений о процессах функционирования и развития ТОС в различных социально-эколого-экономических и природных условиях для последующего формирования навыков территориального планирования и проектирования видов социально-экономической деятельности в ходе изучения курсов «Учение о ТОС», «География и экономика видов деятельности», «Экономическая и социальная география России и мира» и пр.;
4) способствовать расширению географического кругозора студентов;
5) сформировать практические компетенции работы в коллективе.
Маршруты практики 2009 — 2015 гг.
Программа практики (для СУОС по направлению «География»)
Среди основных заданий практики:
1) посещение различных регионов и городов России, отражающих особенности социально-экономического развития соответствующих территорий страны, а также их комплексная характеристика;
2) выявление составляющих их территориального потенциала, оценка влияния общественно-географического положения на развития объектов инфраструктуры и жизни населения;
3) посещение основных производственных, сервисных и историко-культурных объектов и выполнение их комплексной характеристики;
4) проведение самостоятельных экскурсий в различных точках полигона практики.
2 курс
Учебная практика по социально-экономической географии
Цель практики – закрепление базовых профессиональных компетенций, сформированных у студентов младших курсов, обучающихся по направлению «География» (профиль «Экономическая и социальная география»), в т.ч. использование основных теоретических достижений и разнообразных методов общественной географии для изучения территориальных социально-экономических микросистем, а также для формулирования базовых направлений оптимизации их территориально-функциональной структуры, повышения комфортности среды жизнеобитания и качества жизни населения.
Задачи практики:
1) сформировать у студентов навыки по применению базовых терминов и теоретических конструкций общественной географии, полученных в ходе изучения дисциплин «Введение в социально-экономическую географию», «Теория систем», «Основы учения о территориальных общественных системах», для изучения особенностей комплексного развития ТСЭмС;
2) закрепление практических навыков по картированию территории с помощью традиционных и новых компьютерных способов обработки географической информации, использованию иных методов камеральной обработки данных (историко-описательного, объяснительного, территориально-производственных сочетаний, территориальной типологии, энергопроизводственных циклов и пр.);
3) формирование специальных представлений о территориально-функциональной структуре городских мест или сельской местности, ее (структуры) влияния на демографический, социальный, экономический и экологический облик территорий проживания населения на основе метода мониторинга для последующего формирования профессиональных компетенций в области территориального планирования;
4) формирование первичных знаний о факторах размещения производственных объектов и объектов социально-культурной сферы;
5) показать практические навыки логически и ясно излагать собственную позицию по вопросам развития ТСЭмС.
Практика в период с 2005 по 2015 г. проходила на территории учебно-научной базы ПГНИУ «Предуралье» и в г. Кунгуре Пермского края. Полигонами для исследований были различные районы и микрорайоны г. Кунгура как территориальной социально-экономической микросистемы.
Среди основных заданий практики:
1) характеристика территориально-функциональной структуры г. Кунгура на основе методов визуального наблюдения, картирования территории;
2) посещение основных производственных, сервисных и историко-культурных объектов города и определение их перспектив с точки зрения местоположения;
3) анализ потенциала туристско-рекреационной деятельности в городе;
4) анализ качества городской среды на основе социологических опросов, визуальных наблюдений и статистических исследований.
Программа практики (для студентов, обучающихся по СУОС по направлению «География»)